Поиск по творчеству и критике
Cлово "1813"
Входимость: 14. Размер: 76кб.
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 98кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 14. Размер: 76кб.
Часть текста: Иосифовна (1830--1911), вел. кн., жена вел. кн. Константина Николаевича -- 501--503 Александр Фридрих Вильгельм, принц Вюртембергский (1804-- 1881) --488, 665 Александра Федоровна (1798--1860), жена Николая I -- 5, 414, 418-- 420, 434, 436, 439, 489, 490, 633, 651, 660, 664 Алексей Михайлович (1629--1676), рус. царь с 1645 г. -- 307, 588 Аллан-Депрео Луиз Розали (1809--1856), фр. актриса Михайловского театра в Петербурге-- 118, 119, 143 Алопеус Федор Давыдович, гр., гвардейский гусар, впоследствии шталмейстер -- 386 Амвросий (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708--1771), архиепископ московский -- 389 Анакреонт (Анакреон) (ок. 570--478 до н. э.), др. -греч. поэт-лирик -- 373, 645 Андреевский Эраст Степанович (1809--1872) -- 504, 506, 507, 670 Андрей Боголюбский (ок. 1111 --1174), кн. владимиро-суздальский с 1157 г. --216 Анна Павловна (1795--1865), дочь Павла I, королева нидерландская с 1840 г. -- 487, 500, 502, 503, 668 Анненков Павел Васильевич (1812 или 1813--1887), критик, биограф Пушкина -- 15 , 631, 654, 667 Апраксина, вероятно, Екатерина Александровна (1758--1832) -- 411, 412 Апраксина Екатерина Владимировна (урожд. Голицына; 1768-- 1854) -- 569 Аракчеев Алексей Андреевич, гр. (1769--1834), генерал от артиллерии -- 364, 366, 412, 643 Аркудинская Варвара Константиновна (ум. 1893)--465, 466, 510, 655, 660 Арнольд Юрий Карлович (1811 --1898), муз. критик -- 654, 657, 664, 685, 686 Арманд Луи Мари (1801--1854) -- 641 Артемовский -- см. Гулак-Артемовский С. С. Архаров Иван Петрович (1747--1815) -- 347, 349--351, 358, 360, 377, 380, 384, 389, 390, 392, 395, 638, 640, 642 Архаров Николай Петрович (1742--1814) -- 377, 390, 639, 648 Архарова А. И. -- см. Васильчикова А. И. Архарова Екатерина Александровна (урожд. Римская-Корсакова; 1755--1836) -- 350, 351, 353, 358, 360, 361, 377--385, 388--391, 395,...
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Часть текста: окончил курс в 1834 г. Поступив на службу в Министерство иностранных дел, он некоторое время состоял при Венском посольстве, затем перешёл в Министерство внутренних дел, в 1850 г. служил на Кавказе, в 1870 г. был председателем комиссии по преобразованию тюрем, в 1877 г. находился при главной квартире Государя Императора для составления "Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем" (Санкт-Петербург, 1878). Близость к салону Карамзина, с сыном которого он учился в университете, дает возможность Соллогубу расширить и укрепить свои литературные связи. Знакомится с Пушкиным, Гоголем, Жуковским, Лермонтовым и другими известными писателями того времени. Литературный дебют Соллогуба состоялся в 1837 в "Современнике" новеллой "Три жениха", а явный литературный успех принесла ему "История двух калош", напечатанная двумя годами позднее в "Отечественных записках". Здесь же в 1840 публикует повесть "Большой свет" и первые семь глав "Тарантаса". Испытав некоторое влияние Гоголя, заметное в "Истории двух калош", Соллогуб вскоре находит свою тему: жизнь светского общества. Белинский приветствовал прозу Соллогуба, видя в ней новые черты: "Граф Соллогуб занимает одно из первых мест между писателями новой школы. Это талант решительный и определенный, талант сильный и блестящий". В 1841 вышла повесть "Лев", ...
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Часть текста: внутренних дел для особых поручений губернскому секретарю графу Соллогубу" соответствующее предписание, подписанное министерством внутренних дел графом Д. Н. Блудовым: "По случаю назначения состоящего при министерстве внутренних дел г-на д(ействительного) с(татского) с(оветника) Норова Тверской губернии в г. Ржев по делам службы, я предлагаю Вашему сиятельству отправиться туда вместе с ним для исполнения его поручений" (ГПБ. Ф. 531. N 39. Л. 87). 03. 01. 1836 г. - направлен к тверскому гражданскому губернатору А. П. Толстому "для занятий по его усмотрению". (Формулярный список о службе (...) графа Соллогуба//ЦГИА. Ф. 469. Оп. 1. N 235.) 19. 04. 1836 г. - прикомандирован к генерал-адъютанту Дьякову, генерал-губернатору Витебскому, Могилевскому и Смоленскому. В октябре 1836 г. В. А. Соллогуб возвратился в Петербург из этой командировки. 09. 04. 1838 г. коллежскому секретарю Соллогубу было поручено «сделать статистическое обозрение Симбирской губернии, описав ее производительные силы, предметы и ход промышленности и торговых оборотов». Вторая его командировка в Симбирск относится к 31 августа 1839 г. (ЦГИА. Ф. 409. Оп. 1. N 235). 27. 12. 1839 г. - пожалован званием камер-юнкера двора Его императорского величества 13. 11. 1840 г. - вступил брак с Софьей Михайловной Виельгорской (1820 г. - 1878 г.). 1841 г. - родилась дочь Софья (скончалась в 1850 г.) 1842-1849 гг. - служба в Государственной Канцелярии Соллогубы уехали за границу в 1843 г. 21 мая 1843 г. Плетнев сообщал Гроту: "Вечером зашел к жене Соллогуба, которая с дочерью, мужем и свекровью едет через две недели за границу, где останется года...
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: СОЛЛОГУБ Владимир Александрович (1813-82), граф, рус. писатель. Выступал в печати одновременно с Лермонтовым в одних и тех же журналах ("Современник", 1837; "Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"", 1838); в 1839-41, как и Лермонтов, постоянный участник "Отечественных записок". Сближение Соллогуба и Лермонтова произошло в салоне Карамзиных, по-видимому, в начале 1839; на протяжении этого года их отношения становятся "приятельскими"; они постоянно встречаются у В. Ф. Одоевского, Виельгорских, Е. М. Хитрово. Соллогуб сообщает стихи Лермонтова императрице Александре Федоровне; Лермонтов исправляет и переводит на французский язык стихотворение Соллогуба, посвященное Хитрово; вероятно, в середине 1839 Лермонтов совместно с Соллогубом сочиняет стихотворение "О, как прохладно и весело нам". Весной 1839 С. читает царской семье свою повесть "Большой свет", где, по его свидетельству, изображено "светское значение" Л. "Маленький корнет" Мишель Леонин, мечтающий о "большом свете" и приглашении в Аничков дворец, вскоре осознает всю ложь и лицемерие аристократического общества. Написанная по заказу великой княжны Марии Николаевны, повесть в пародийно-сниженном виде использовала некоторые мотивы лирики Лермонтова и факты его биографии; не исключена возможность, что одним из стимулов выполнения памфлетного задания были личные мотивы (Соллогуб ревновал к поэту С. М. Виельгорскую, свою будущую жену). Вместе с тем, по мнению ряда исследователей (не разделяемому Э. Герштейн), повесть Соллогуба не является пасквилем; опубликованная в "Отечественных записок" в марте 1840, она была воспринята как критическое изображение "большого света" (В. Г. Белинский, А. А. Краевский). Лермонтов сделал вид, что повесть не имеет к нему отношения. По свидетельству А. Н. Струговщикова, он продолжал бывать в доме Соллогуба. В марте 1840 Соллогуб посетил...
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: мой труп накрыли простыней и распорядились моим погребением. Но приставленная ко мне нянька Настасья Федоровна начала меня отогревать и отогрела каким-то чудом. Видно, что я на что-то был нужен. Долго не мог я понять на что и часто себя спрашивал, не напрасно ли трудилась Настасья Федоровна, так как жизнь моя была вообще неудачная, всегда до чего-то приближалась и ничего не достигала. Только теперь я начал догадываться, на что я был рожден: судьба вела меня разными окольными и утомительными путями к тому, чтобы привести в порядок и систему начала правильного тюрьмоведения -- начала, в одиночку давно изобретенные и испытанные, но никогда еще в совокупности не согласованные в последовательность аксиом. Шестьдесят лет потребовалось, чтобы выработать из меня тюрьмоведа, и теперь, когда я припоминаю все эпизоды моего прошедшего,-- я уже могу наглядно проследить, как все неожиданно, хотя логично, вело меня к этой конечной цели. Я уже давно убедился, что в жизни ничего нет случайного, что провидение действует с математическою точностью не только относительно судеб государства, но и в участи каждой отдельной личности, как и вообще, впрочем, в целом строе природы. Мне не раз случалось видеть провидение. Приведу доказательства. Петербургские старожилы помнят, что некогда в Петербурге действовало Общество посещения бедных. Оно возникло следующим образом. Я получал каждый день прошения о подаянии, и весь Петербург был наводнен...
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: и т. п. "Тарантас" был написан текстом к рисункам князя Гагарина, "Аптекарша" - подарком Смирдину [1]. Я всегда считал и считаю себя не литератором ех ргоfesso* [по профессии - лат.], а любителем, прикомандированным к русской литературе по поводу дружеских сношений. Впрочем, и Лермонтов, несмотря на громадное его дарование, почитал себя не чем иным, как любителем, и, так сказать, шалил литературой. Смерть Лермонтова, по моему убеждению, была не меньшею утратою для русской словесности, чем смерть Пушкина и Гоголя. В нем выказывались с каждым днем новые залоги необыкновенной будущности: чувство становилось глубже, форма яснее, пластичнее, язык самобытнее. Он рос по часам, начал учиться, сравнивать. В нем следует оплакивать не столько того, кого мы знаем, сколько того, кого мы могли бы знать. Последнее наше свидание мне очень памятно. Это было в 1841 году: он уезжал на Кавказ и приехал ко мне проститься. "Однако ж, - сказал он мне, - я чувствую, что во мне действительно есть талант. Я...
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Часть текста: школе", к романтикам и к реалистам. Во всех этих противоречащих друг другу суждениях есть своя доля истины. Соллогуб жил и действовал в эпоху обострившихся противоречий -- социальных и литературных и на грани двух сфер -- аристократического общества и все более демократизировавшейся литературы. И в жизни его, и в творчестве сказалась эпоха "промежутка". Он явился как писатель в то время, когда ранний русский реализм вызревал в недрах романтической школы, и по мере своих сил и дарования способствовал его становлению и укреплению. Его повести и рассказы не произвели революции в истории литературы, но заняли в ней прочное место -- настолько прочное, что, говоря о предыстории русского классического реалистического романа, мы не можем обойтись без имени Соллогуба. И хотя Соллогуб на самом взлете своей писательской судьбы остановился и, продолжая свою жизнь в литературе до конца 1870-х годов уже по линии нисходящей, не вошел в блестящую плеяду русских писателей-классиков второй половины XIX века, он неизменно привлекает к себе внимание читателя как действительно хороший прозаик: то, что он сделал в самый плодотворный его творческий период, не утратило своего художественного значения и по сие время. Как же складывалась личная и литературная судьба Соллогуба? 1 Соллогуб происходил из знатной аристократической семьи; сын потомка старого польского рода, он по материнской линии был связан со старинным московским семейством Архаровых, хорошо известных в летописях патриархальной Москвы. Домашнее воспитание Соллогуба определили интересы отца, известного любителя искусства; первые литературные впечатления Соллогуб получил в доме Олениных, с которыми Соллогубы состояли в родстве. В 1829 году его отвозят в Дерптский университет. В Дерпте юноша вступает во второй этап своего интеллектуального воспитания, который он сам связывает с домом Карамзиных: ...
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: протекшие от издания первой части. Большая часть их была уже напечатана: "Приключение на железной дороге" -- в альманахе "Утренняя заря"; "Аптекарша" -- во втором томе "Русской беседы", издававшейся русскими литераторами в пользу книгопродавца Смирдина; "Медведь" -- в "Утренней заре на 1843 год"; "Лев" и "Ямщик, или Шалость гусарского офицера" -- в "Отечественных> записках". Все эти рассказы отличаются талантом безошибочно понимать жизнь и современную действительность -- умным, глубоко проницательным взглядом, бросаемым на вседневные житейские случаи и мелочи, которые автор исключительно развивает в своих созданиях, и тем благородным, грустно-насмешливым юмором, который вызывает в одно время слезы на глаза и улыбку на уста и от которого сердцу в одно время больно и весело. О языке, каким пишет граф Соллогуб свои прекрасные рассказы, говорить нечего: все давно признали, что этот язык и оригинален и художествен. События, служащие содержанием рассказов, просты, безыскусственны, но в то же время исполнены жизненной силы и свежести, глубокого современного интереса. Лучшие из рассказов, которые помещены во второй части и были уже прежде известны публике, без сомнения", -- "Аптекарша" и "Медведь". Наконец, есть во втором томе еще повесть, которая нигде не была напечатана и которая называется "Неоконченные повести". Это бесспорно одно из оригинальнейших произведений графа Соллогуба. Приведем из нее два небольшие отрывка, как для того, чтобы несколько познакомить с нею читателей, так и для того, чтобы...
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: [8(20). VIII. 1813, Петербург --5(17)VI. 1882, Гамбург; похоронен в Москве] -- прозаик, поэт, драматург, мемуарист. Родился в аристократической семье. Отец -- тайный советник, церемониймейстер, меценат, театрал, был известен в петербургском свете (о нем говорится в черновом варианте первой главы "Евгения Онегина": "Гуляет вечный Соллогуб"). Мать, урожденная Архарова, была незаурядной личностью, с серьезными литературными интересами. Московский дом Архаровых славился своим гостеприимством, упоминается в "Войне и мире" (Т. 2. -- Ч. I. -- Гл. XI; Ч. V,-- Гл. X). Первоначальное образование С. -- домашнее, учителем российской словесности был П. А. Плетнев. Вместе с родителями он посещал салон президента Академии художеств и директора императорской библиотеки А. Н. Оленина, где видел А. С. Пушкина, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова, многих художников и музыкантов. С 1830 по 1834 г. С. -- студент Дерптского ун-та. Занимался неровно, увлекался разными науками, участвовал в любительских спектаклях и усвоил тип поведения, подобающий настоящему "буршу". Ун-т С. окончил действительным студентом...
Входимость: 1. Размер: 98кб.
Часть текста: Д. Л. Нарышкин. -- Софья Нарышкина. -- Народные маскарады во дворце. -- Придворный праздник в честь великой княгини Марии Павловны. -- Наводнение 7 ноября 1824 года. -- Кончина императора Александра I . 8 августа 1813 года случилось в Петербурге, у Симеоновского моста на Фонтанке, происшествие, наделавшее мне впоследствии много хлопот. Дом Мижуева 1 , поныне, кажется, существующий, был свидетелем моего рождения и крещения в православную веру. Скажу сперва несколько слов о моих родителях. Отец мой, граф Александр Иванович Соллогуб, происходил от знатного литовского рода, обладавшего огромными поместьями в Литве и в Польше. В записках принца де Линя (de Ligne) упоминается о приезде ко двору императрицы Екатерины II трех польских магнатов: Любомирского, Сапеги и Соллогуба 2 . Последний, граф Иван Антонович, женился на дочери известного Льва Александровича Нарышкина 3 , фрейлине Наталье Львовне. Но брак их, как кажется, не был счастлив. При старости они жили врознь. Иван Антонович скончался в Дрездене, где я не мог отыскать его могилы. Наталья Львовна скончалась в Петербурге и погребена в Александро-Невской лавре. От их брака осталось трое детей. Полковник граф Лев Иванович, женившийся на княжне Анне Михайловне Горчаковой, сестре знаменитого канцлера 5 , и разорившийся от неудачных спекуляций 6 ; отец мой, граф Александр Иванович, и...