Поиск по творчеству и критике
Cлово "1838"
Входимость: 11. Размер: 76кб.
Входимость: 3. Размер: 162кб.
Входимость: 2. Размер: 91кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 89кб.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 11. Размер: 76кб.
Часть текста: адъютант И. Ф. Паскевича -- 440, 441 Абу Эдмон Франсуа Валентин (1828--1885) -- 517, 525, 530--532, 541, 673 Адлерберг Александр Владимирович, гр. (1818--1888), генерал-адъютант -- 392, 515 Адлерберг Владимир Федорович, гр. (1791 --1884), генерал-майор -- 519, 625 Александр I (1777--1825), рус. император с 1801 г. -- 346, 361--366, 373, 375, 376, 409, 417, 419. 435, 448, 496, 640, 643, 644, 646 Александр Александрович (1845--1894), вел. кн., император Александр III с 1881 г. -- 514 Александр Невский (1220--1263), вел. кн. владимирский с 1252 г. --216 Александр Николаевич (1818--1881), вел. кн., император Александр II с 1855 г. -- 377, 391, 392, 435. 487, 489, 495, 501, 503, 504, 514-- 519, 540, 642, 671, 674, 678, 686 Александра Иосифовна (1830--1911), вел. кн., жена вел. кн. Константина Николаевича -- 501--503 Александр Фридрих Вильгельм, принц Вюртембергский (1804-- 1881) --488, 665 Александра Федоровна (1798--1860), жена Николая I -- 5, 414, 418-- 420, 434, 436, 439, 489, 490, 633, 651, 660, 664 Алексей Михайлович (1629--1676), рус. царь с 1645 г. -- 307, 588 Аллан-Депрео Луиз Розали (1809--1856), фр. актриса Михайловского театра в Петербурге-- 118, 119, 143 Алопеус Федор Давыдович, гр., гвардейский гусар, впоследствии шталмейстер -- 386 Амвросий (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708--1771), архиепископ московский -- 389 Анакреонт (Анакреон) (ок. 570--478 до н. э.), др. -греч. поэт-лирик -- 373, 645 Андреевский Эраст Степанович (1809--1872) -- 504, 506, 507, 670 Андрей Боголюбский (ок. 1111 --1174), кн. владимиро-суздальский с 1157 г. --216 Анна Павловна (1795--1865), дочь Павла I, королева нидерландская с 1840 г. -- 487, 500, 502, 503, 668 Анненков Павел Васильевич (1812 или 1813--1887), критик, биограф Пушкина -- 15 , 631, 654, 667 Апраксина, вероятно, Екатерина Александровна (1758--1832) -- 411, 412 Апраксина Екатерина Владимировна (урожд. Голицына; 1768-- 1854) -- 569 Аракчеев Алексей Андреевич,...
Входимость: 3. Размер: 162кб.
Часть текста: Кто же в состоянии это предвидеть? Не мог же я, например, внести в свою памятную книжку: "Сегодня я познакомился с Глинкой. Зовут его Михаил Иванович. Роста он маленького. Музыкант хороший, но, по недостатку голоса, поет с усилием; когда же ему удается выкрикнуть грудной la, бывает очень доволен и спрашивает: "А вы слышали, как я хватил?" Все это, конечно, пока не занимательно, но это я потому пишу, что Глинка сделается со временем знаменитостью и полубогом русской музыки. Между тем знаменитости, пока не сделались знаменитостями, а иногда и после того,-- такие же люди, как и все прочие, с тою разницей, что в них есть независимая от них случайность таланта, тогда как у других такой случайности нет. Впрочем, бывают и такие лица, у которых нет случайности таланта, но которые признают ее в себе и тем очень тешатся и чванятся. Бывают, наконец, и такие лица, которые родятся с огромным талантом и не признают его присутствия, быть может, от равнодушия, а всего вероятнее -- от гордости и горделивой взыскательности к самим себе. Таков был Соболевский. Если успею, я поговорю когда-нибудь об этом замечательном человеке, но сегодня имя Глинки попалось первое под мое перо. Я набросаю, что припомню, не столько о нем (так как он был старше меня,...
Входимость: 2. Размер: 91кб.
Часть текста: -- Возвращение в Петербург. -- С. А. Еропкина. -- П. С. Яковлев. -- Дядя граф Л. И. Соллогуб и его семья. -- Князь А. М. Горчаков. -- Князь Г. С. Голицын. -- Семейство Шуазель-Гуффье. -- Князь Сергей (Фирс) Голицын и его чудачества. -- 14 декабря 1825 года. -- Император Ни колай Павлович. -- Мое поступление в Дерптский университет. -- Образ жизни русских студентов. -- Семейство Золотаревых. -- Знакомство с Гоголем и Пушкиным. -- Окончание курса в Дерптском университете и возвращение в Петербург. -- Прискорбное недоразумение с М. Е. Салтыковым (Щедриным). Дом в Никольском был огромный и построен на века -- из кирпича и железа. Он состоял из главного корпуса и четырех флигелей по углам. Перед главным фасадом, обращенным к красивой реке Черемшану, располагался за железной решеткой цветник, без цветов. С другой стороны у противоположного фасада устроен был въезжий двор с окружающим его каменным забором. За забором тянулся на несколько десятин огромный сад -- парк, разделяющий село на две половины. В саду находились значительные каменные теплицы, но зато не было ни веселой растительности, ни зеленых лужаек, ни вековых деревьев, ни живописных видов; сад был желтоватый, суровый, скучный, точно всегда отцветающий. Вот что было тому причиною. Русло Черемшана песчано до безобразия, на берегах его лежат большие пространства сыпучего песку, напоминающие африканскую Сахару; при малейшем дуновении ветра песок вздымается и носится по воздуху тучами, не допуская ни свежести, ни свободы произрастания. Мысль основать тут сады при огромной усадьбе была практическою нелепостью, но она возникла следующим образом. Никольским долгое время владел известный в свое время горнозаводский промышленник миллионер Твердышев. От него пошли богатства Козицких (княгиня Белосельская-Белозерская и графиня Лаваль), Пашковых, Дурасовых 1 . Твердышев владел и Никольским, и окружающими его вотчинами. В пункте центральном он...
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Часть текста: Соллогуб В. А. - биобиблиографическая справка СОЛЛОГУБ , Владимир Александрович [8(20). VIII. 1813, Петербург --5(17)VI. 1882, Гамбург; похоронен в Москве] -- прозаик, поэт, драматург, мемуарист. Родился в аристократической семье. Отец -- тайный советник, церемониймейстер, меценат, театрал, был известен в петербургском свете (о нем говорится в черновом варианте первой главы "Евгения Онегина": "Гуляет вечный Соллогуб"). Мать, урожденная Архарова, была незаурядной личностью, с серьезными литературными интересами. Московский дом Архаровых славился своим гостеприимством, упоминается в "Войне и мире" (Т. 2. -- Ч. I. -- Гл. XI; Ч. V,-- Гл. X). Первоначальное образование С. -- домашнее, учителем российской словесности был П. А. Плетнев. Вместе с родителями он посещал салон президента Академии художеств и директора императорской библиотеки А. Н. Оленина, где видел А. С. Пушкина, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова, многих художников и музыкантов. С 1830 по 1834 г. С. -- студент Дерптского ун-та. Занимался неровно, увлекался разными науками, участвовал в любительских спектаклях и усвоил тип поведения, подобающий настоящему "буршу". Ун-т С. окончил действительным студентом...
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Часть текста: разноречивые толки, как имя графа Владимира Александровича Соллогуба (1813--1882). Воспоминания Соллогуба по праву вошли в золотой фонд русской мемуаристики. Так же как и лучшие повести Соллогуба, они с интересом читаются и теперь, более чем через сто лет со времени их создания. Многое в прозе Соллогуба стало достоянием истории, но в ней живы традиции русской классики и то незаурядное художественное мастерство, которое в свое время выдвинуло Соллогуба в первые ряды русских литераторов. После гибели Лермонтова Белинский ставил его на второе место среди современных писателей -- сразу вслед за Гоголем. Через пятнадцать лет Добролюбов в язвительном памфлете будет уничтожать его литературную репутацию. Его будут причислять к либералам и консерваторам, к салонным беллетристам и демократической "натуральной школе", к романтикам и к реалистам. Во всех этих противоречащих друг другу суждениях есть своя доля истины. Соллогуб жил и действовал в эпоху обострившихся противоречий -- социальных и литературных и на грани двух сфер -- аристократического общества и все более демократизировавшейся литературы. И в жизни его, и в творчестве сказалась эпоха "промежутка". Он явился как писатель в то время, когда ранний русский реализм вызревал в недрах романтической школы, и по мере своих сил и дарования способствовал его становлению и укреплению. Его повести и рассказы не произвели революции в истории литературы, но заняли в ней прочное место -- настолько прочное, что, говоря о предыстории русского классического реалистического романа, мы не можем обойтись без имени Соллогуба. И хотя Соллогуб на самом взлете своей писательской судьбы остановился и, продолжая свою жизнь в литературе до конца 1870-х годов уже по линии нисходящей, не вошел в блестящую плеяду русских писателей-классиков второй половины XIX века, он неизменно...
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: В нем выказывались с каждым днем новые залоги необыкновенной будущности: чувство становилось глубже, форма яснее, пластичнее, язык самобытнее. Он рос по часам, начал учиться, сравнивать. В нем следует оплакивать не столько того, кого мы знаем, сколько того, кого мы могли бы знать. Последнее наше свидание мне очень памятно. Это было в 1841 году: он уезжал на Кавказ и приехал ко мне проститься. "Однако ж, - сказал он мне, - я чувствую, что во мне действительно есть талант. Я думаю серьезно посвятить себя литературе. Вернусь с Кавказа, выйду в отставку, и тогда давай вместе издавать журнал" [2]. Он уехал в ночь. Вскоре он был убит. <...> Настоящим художникам нет еще места, нет еще обширной сферы в русской жизни. И Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов, и Глинка, и Брюллов были жертвами этой горькой истины. * * * Самыми блестящими после балов придворных были, разумеется, празднества, даваемые графом Иваном Воронцовым-Дашковым. Один из этих балов остался мне особенно памятным. Несколько дней перед этим балом Лермонтов был осужден на ссылку на Кавказ. Лермонтов, с которым я находился сыздавна в самых товарищеских отношениях, хотя и происходил от хорошей русской дворянской семьи, не принадлежал, однако, по рождению к квинтэссенции петербургского общества, но он его любил, бредил им, хотя и подсмеивался над ним, как все мы, грешные... К тому же в то время он страстно был влюблен в графиню Мусину-Пушкину [3] и следовал за нею всюду, как тень. Я знал, что он, как все люди, живущие воображением, и в особенности в то время, жаждал ссылки, притеснений, страданий, что, впрочем, не мешало ему веселиться и танцевать...
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Часть текста: Санкт-Петербург — 17 июня 1882, Бад-Хомбург) — граф, русский писатель. Дядя художника Ф. Л. Соллогуба. Автор «светских» повестей, очерков, водевилей, воспоминаний. В 1837 дебютировал в «Современнике»; с 1839 печатался в «Отечественных записках». Получил хорошее домашнее воспитание на французский лад, подолгу жил за границей. Учился в Дерптском университете, где окончил курс в 1834 г. Поступив на службу в Министерство иностранных дел, он некоторое время состоял при Венском посольстве, затем перешёл в Министерство внутренних дел, в 1850 г. служил на Кавказе, в 1870 г. был председателем комиссии по преобразованию тюрем, в 1877 г. находился при главной квартире Государя Императора для составления "Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем" (Санкт-Петербург, 1878). Близость к салону Карамзина, с сыном которого он учился в университете, дает возможность Соллогубу расширить и укрепить свои литературные связи. Знакомится с Пушкиным, Гоголем, Жуковским, Лермонтовым и другими известными писателями того времени. Литературный дебют Соллогуба состоялся в 1837 в "Современнике" новеллой "Три жениха", а явный литературный успех принесла ему "История двух калош", напечатанная двумя годами позднее в "Отечественных записках". Здесь же в 1840 публикует повесть "Большой свет" и первые семь глав "Тарантаса". Испытав некоторое влияние Гоголя, заметное в "Истории двух калош", Соллогуб вскоре находит свою тему: жизнь светского общества. Белинский приветствовал прозу Соллогуба, видя в ней новые черты: "Граф Соллогуб занимает одно из первых мест между писателями новой школы. Это талант решительный и определенный, талант сильный и блестящий". В 1841 вышла повесть "Лев", затем "Аптекарша" - одна из лучших вещей писателя. В 1845 был полностью опубликован "Тарантас", наиболее известное произведение Соллогуба, ...
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: у В. Ф. Одоевского, Виельгорских, Е. М. Хитрово. Соллогуб сообщает стихи Лермонтова императрице Александре Федоровне; Лермонтов исправляет и переводит на французский язык стихотворение Соллогуба, посвященное Хитрово; вероятно, в середине 1839 Лермонтов совместно с Соллогубом сочиняет стихотворение "О, как прохладно и весело нам". Весной 1839 С. читает царской семье свою повесть "Большой свет", где, по его свидетельству, изображено "светское значение" Л. "Маленький корнет" Мишель Леонин, мечтающий о "большом свете" и приглашении в Аничков дворец, вскоре осознает всю ложь и лицемерие аристократического общества. Написанная по заказу великой княжны Марии Николаевны, повесть в пародийно-сниженном виде использовала некоторые мотивы лирики Лермонтова и факты его биографии; не исключена возможность, что одним из стимулов выполнения памфлетного задания были личные мотивы (Соллогуб ревновал к поэту С. М. Виельгорскую, свою будущую жену). Вместе с тем, по мнению ряда исследователей (не разделяемому Э. Герштейн), повесть Соллогуба не является пасквилем; опубликованная в "Отечественных записок" в марте...
Входимость: 1. Размер: 89кб.
Часть текста: переносясь каждый вечер из дома в дом, по-старому выказывает свои чепцы и фраки, по-старому оживляется при звуках скрипки или засыпает над бесцветностью светской болтовни. Случалось ли вам когда-нибудь прислониться к стенке и всматриваться во все эти странные лица, которые, как будто в угоду вам, вертятся перед вами с такими милыми улыбками, с такими чистыми перчатками? Случалось ли вам стараться разгадать все пружины, которые заставляют их двигаться? О! если б вникнуть в судьбу каждого: сколько непонятных тайн вдруг бы обнаружилось! Сколько развернулось бы разительных драм! Что если б, подобно тому, как мы видели в «Хромом колдуне», театр наш вдруг обернулся к вам задом и, вместо пышных декораций, вдруг увидели бы мы одни веревки да грубый холст? Я думаю, что смешно и страшно видеть большой свет наизнанку! Сколько происков, сколько неведомых подарков! сколько родных и племянников! Сколько нищеты щегольской! сколько веселой зависти… И все идет, все стремится, все бежит вперед… Вперед, вперед… выше, выше… А куда вперед, куда выше? — неизвестно. Одно слово все живит и...
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: путями к тому, чтобы привести в порядок и систему начала правильного тюрьмоведения -- начала, в одиночку давно изобретенные и испытанные, но никогда еще в совокупности не согласованные в последовательность аксиом. Шестьдесят лет потребовалось, чтобы выработать из меня тюрьмоведа, и теперь, когда я припоминаю все эпизоды моего прошедшего,-- я уже могу наглядно проследить, как все неожиданно, хотя логично, вело меня к этой конечной цели. Я уже давно убедился, что в жизни ничего нет случайного, что провидение действует с математическою точностью не только относительно судеб государства, но и в участи каждой отдельной личности, как и вообще, впрочем, в целом строе природы. Мне не раз случалось видеть провидение. Приведу доказательства. Петербургские старожилы помнят, что некогда в Петербурге действовало Общество посещения бедных. Оно возникло следующим образом. Я получал каждый день прошения о подаянии, и весь Петербург был наводнен подобными челобитиями. Мне пришла в голову мысль исследовать, кто пишет эти письма и как существенно можно помочь действительно нуждающимся. Тридцать лет тому назад начались мои опыты в социальных вопросах и послужили зародышем того убеждения, к которому я теперь пришел, что тюрьмоведение -- наука преимущественно социальная и только относительно нравственная, тогда как филантропы видели в ней преимущественно сторону нравственную и не обращали внимания на социальную. В этом-то и заключаются все ошибки пенитенциарных 1 стремлений. Задумав, по стечению обстоятельств, Общество посещения бедных, я передал о том Одоевскому, всегда готовому на доброе и полезное дело. Вместе написали мы проект устава и показали проект графу Мих(аилу) Юр(ьевичу) Виельгорскому, с которым я жил в одном доме. Герцог Лейхтенбергский принял на...